Hogwarts Legacy стала лучшей игрой про мир Гарри Поттера, но всё равно обманула ожидания

Hogwarts Legacy стала лучшей игрой про мир Гарри Поттера, но всё равно обманула ожидания

Hogwarts Legacy стала лучшей игрой про мир Гарри Поттера, но всё равно обманула ожидания413

Наступила вторая неделя мая и видеоигровой мир застал в ожидании выхода The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, которая без всяких сомнений станет одним из главных релизов года. Геймеры же — вечные любители списков и наград — уже предсказывают, какой тайтл станет лучшим в году. Фаворитов много — ремейк Dead Space, Star Wars Jedi: Survivor, Diablo 4, Starfield, Spider-Man 2, Final Fantasy XVI. Но почти не слышатся слова в поддержку Hogwarts Legacy. Она пришла, побила рекорды продаж и исчезла. Одновременно став откровением для миллионов людей, она точно так же их разочаровала, и теперь совсем выпала из обсуждений.

Hogwarts Legacy

Начну с того, что я — вполне себе поклонник творения Джоан Роулинг. Я неоднократно читал её книги в оригинале (суммарно, я читал их на трёх языках), а фильмы и вовсе смотрел в кино. Я не особенный — я был тем самым пацаном в идеальном возрасте, ждавшим каждую книгу в самый разгар поттеромании. Что же касается игр, то лучшей я всегда считал Harry Potter and the Chamber of Secrets на PS2 — её атмосфера, её музыка и даже цветовая палитра запомнились мне навсегда.

Hogwarts Legacy я ждал, и играть я стал с первого же дня. Обзора, впрочем, не последовало. Поначалу надеявшись зависнуть и пройти её за считанные дни — хотя бы сюжетную линию — я не вышел на ожидаемый мной темп, и спустя две недели сделал первую паузу, переключившись на великолепную Dead Space. Потом я вернулся, поиграл, и вновь сделал паузу — на этот раз на Ghostwire: Tokyo. И вот я всё-таки её прошёл. Ну, сюжетную линию. На это мне потребовалось около сорока часов и три месяца.

Пожалуй, это одна из самых неоднозначных игр на моей памяти, потому что получилась она намного лучше, чем я опасался, но в то же время мой восторг довольно быстро сменился неприятным осознанием, что всю эту монументальную РПГ я «увидел» в первые же 10 часов. Понадеявшись на что-то вроде бесконечно интригующей Breath of the Wild или хотя бы на Horizon Forbidden West с её разнообразным миром, я быстро понял, что это — очередная жертва убисофтофикации (точно это же причина заставила меня отложить и Ghostwire: Tokyo). Это огромный по километражу мир, не предлагающий почти ничего действительно интересного после того, как игрок увидит её десятую часть.

Hogwarts Legacy

Безусловно, главным персонажем игры является сам Хогвартс, в честь чего она и названа. Ну… или так кажется. Дело в том, что школа волшебства и правда воссоздана мастерски, и представляет из себя невероятный аттракцион — или музей. В первые десять часов по ней ходишь с открытым ртом, просто любуясь архитектурными изысками и сотней маленьких секретов. Кажется, что вернулся в родную школу — или дом, который не видел с детства.

Проблема заключается в том, что школа — это главный миф Hogwarts Legacy. Можно даже сказать, обман. Когда я и мои знакомые грезили возможной игрой по миру Гарри Поттера, мы обязательно хотели РПГ, обязательно в школе, с уроками, заклинаниями, и всем причитающимся. И трейлеры дали нам понять, что Hogwarts Legacy — именно такая. Но это не правда.

Мои претензии могут показаться придирками тем, кому игра понравилась, и я могу только сказать, что я очень рад, если вы получили от релиза всё, на что надеялись. Мне игра тоже понравилась и я тоже буду ждать сиквела. Но это не мешает мне говорить о тех недостатках, которые всё же есть.

За всё моё прохождение я провёл в коридорах школы где-то 20% времени. Может, 30%. Будучи студентом, я посещал уроки, но уроки эти были единичны и представляли из себя слабо завуалированные туториалы. Где-то на 15-й час игры протагонист из неуча, который к пятому году обучения (хоть и не в Хогвартсе) не знал такие лёгкие заклинания, как алохомора или вингардиум левиоса, превратился в величайшего мага своего времени, способного расщепить любого врага на атомы взмахом волшебной палочки.

Hogwarts Legacy

С этого момента школа перестала иметь какое-то значение, и возвращался я туда только из-за выручай-комнаты и одной сюжетной локации. Все квесты вынуждали меня то бродить по лесу, то навещать пещеры с такой частотой, что у меня уже начали появляться болезненные флешбеки о Dragon Age 2. Вместо того, чтобы формировать отношения с одноклассниками, я сжигал заживо пауков, взламывал дома в отдалённых деревнях и зачищал вражеские лагеря браконьеров. Жуткое однообразие, сотни одинаковых collectibles без особого смысла напоминали о совсем не лучших релизах. Чем дальше, тем вторичнее казалась Hogwarts Legacy: щепотка Far Cry, немного Dragon Age, целые куски Breath of the Wild (любой, кто искал в ней короков, заметил более чем очевидное заимствование в виде испытаний Мерлина).

В то же время очень мало было взято от игр, которые должны были стать вдохновлением. Fable или Star Wars: Knights of the Old Republic с их системой морали, Skyrim с её многочисленными классами, Bully с её школьными перипетиями. Было, на кого ровняться, но почему-то вместо того, чтобы подарить нам действительно аутентичное приключение, разработчики сделали выбор в пользу большого открытого мира за пределами Хогвартса. И пусть да, это впечатляет, это вовсе не то, чего просили фанаты.

Больше всего эта проблема проявляется после того, как наш герой выучивает запретные заклинания. Изначально я не хотел пытать и убивать врагов, но поскольку в Hogwarts Legacy нет вообще никакой системы морали — и никаких очков факультетов, кстати, — у меня не было ни малейшей причины отыгрывать своего персонажа. В этом плане ролевой аспект этой РПГ меня подвёл.

Hogwarts Legacy

И пока я убивал и манипулировал своим сотым соперником, мои редкие коллеги молча созерцали и никак не реагировали. Даже мой профессор решил промолчать. Я не был исключён из школы — я стал её героем!

В принципе, последствий выбора в игре практически нет. Я выбрал факультет Рэйвенкло, но это поменяло только полторы миссии и то, как ко мне обращаются встречные. Мой герой, пришедший в школу на пятом курсе — что вообще редкость — не сталкивался с буллингом и должен был сражаться за признание одноклассников. В одночасье он стал своим, и почти сразу выучил все заклинания, которые нужны для победы над самыми могущественными злодеями в мире.

Вместо того, чтобы дать мне выбирать уроки, которые я хочу посещать, или мою будущую профессию, я просто прошёл череду туториалов и в школе больше не появлялся. Вопиющее отсутствие всех привычных нам элементов ролевой игры привело к тому, что я не сформировал никакой связи со своим персонажем — мне даже непонятно, зачем было давать нам его кастомизировать, если его путь уже предначертан. Моё приключение в Хогрватсе было точно таким же, как у десятков миллионов других игроков. И ладно бы, если бы история здесь была хороша, но нет — это банальнейшая притча о том, как власть портит человека, и о том, как один избранный способен на всё просто потому что он таким родился. И не говорите мне, что это всё было в Гарри Поттере — в этих книгах наш герой страдал за каждую победу и смог победить только благодаря своим друзьям.

Hogwarts Legacy

В Hogwarts Legacy нет друзей. В ней нет жертв и нет интриги. Это РПГ настолько, насколько Paper Mario: The Origami King можно назвать РПГ. И этот обман ожиданий очень обиден.

Всё это не значит, что игра мне категорически не понравилась. Я считаю, что разработчики выработали крутейшую боевую систему, что уже является достижением. Игра очень красивая, с прекрасной музыкой и идеальным воссозданием легендарного замка. Чувствуется, что её делали с любовью, столько здесь отсылок к книгам. Но она могла бы быть чем-то гораздо большим, чем просто красивым аттракционом с узнаваемой иконографией.